Езда Королей в моравском Влчнове
|
|
Езду Королей можно отнести к самым загадочным праздникам Чехии. Никто не помнит, когда он возник, и никто не может толком объяснить его происхождение. Когда-то этот праздник отмечался здесь повсеместно в каждой деревне, но уже в 19 в. его популярность снижается. Тем не менее, традиция его проведения жива и бережно сохраняется на юго-востоке Чехии, в моравском городке Влчнов.
На самом деле, Езду королей устраивают ещё несколько ближайших деревень — Глук, Скоронице, Куновице, Кийов, но только жители Влчнова сохраняли её непрерывный ход на протяжении жестокого 20 столетия. Более того, им удалось сделать её известной в мире и превратить в настоящий фольклорный фестиваль. Именно поэтому Езда Королей во Влчнове в 2011 г. была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Суть праздника заключается в проведении конной процессии во главе с Королём — мальчиком 10–12 лет. Причём, это фигура не постоянная, а выборная — его избирают сроком на один год. Что лучше может подчеркнуть временность и непостоянство земной власти? «Передаю тебе тяжесть бремени своего, царствуй достойно!», — с такими словами в субботу накануне праздника влчновский король Шимон Пешл передал правление 11-летнему Петру Шпанелу.
Езда Королей проходит ежегодно в последнее воскресенье мая (по времени она привязана к христианской Троице) и собирает насколько тысяч участников со всей Чехии и зарубежья.
В 2017 году она проходила 27 мая.
Праздник начинается службой в костёле, которую посещают все участники процессии и их родственники. Первый выходит, естественно, влчновский король Пётр Шпанел.
За юношами следуют девушки в праздничных костюмах.
Вся процессия направляется пешком через город к дому короля для последних приготовлений к шествию.
В это время жители украшают сбрую лошадей. Раньше украшения были проще, вплетались только ленты в гривы. После войны стали использовать цветную гофрированную бумагу. Изготовление цветов из неё — настоящее искусство.
Так готовят лошадь для короля. Выборы преемника короля проходят зимой, поэтому у мальчика есть ещё достаточно времени, чтобы потренироваться в конной езде.
Пётр задорно выглядывает из окна, хотя сегодня его ждут нелёгкие испытания.
Затем у дома, пред толпой начинается обряд облачения в костюм.
По строго соблюдаемой традиции короля одевают в женский костюм, во рту он должен целый день держать розу.
В это время к дому подъезжают двое королевских «побочных» из числа 18-летних дружинников, которые будут его сопровождать по сторонам на всём протяжении пути. Они тоже облачены в женские костюмы, в руках держут сабли наголо.
Процессия начинается. Теперь о сути праздника. Этнографы видят в нём остатки славянского язычества с его ритуалами перехода, когда мальчик становился юношей, а юноша — мужчиной и воином. Именно поэтому на королевский пост избирали невинного ребёнка, который объезжал край на кобыле с белым цветком во рту. Это благоприятствовало урожаю, но было и серьёзным испытанием.
Каждый год трасса шествия меняется, но она начинается и заканчивается у дома короля, проезжая через весь городок. Помимо того, что король целый день должен провести в седле с розой во рту, он должен держать руки в боки. Поэтому его лошадь аккуратно ведут помощники-стременные.
Народная легенда связывает праздник с событиями 16 в., когда венгерский король Матиаш Корвин бежал с поля битвы от короля Йиржи из Подебрад в женском платье. И чтобы не выдать себя (он не говорил на местном наречии), держал цветок во рту.
Короля сопровождают «легруты» (т. е. рекруты) — 18-летние влчновские юноши. По сути, это новобранцы, которые раньше уходили на 3-летнюю императорскую службу. Только получив повестку и посетив казармы в соседнем городке, они получали право украсить голову петушиным пером. И естественно, юноша может принять участие в Езде только раз в жизни.
У легрутов тоже непростая задача — всю дорогу они прославляют короля и выкрикивают стихи-кричалки. Обращаясь лично к кому-то из толпы, они призывают его пожертвовать деньги на короля, которые им бросают за голенище сапога. От артистизма, изобретательности и силы голоса легрутов зависит, сколько денег они соберут….да, — на дружескую вечернюю попойку:)
Обычно в сапог ещё вставляется знамя — цветастый платок, украшенный еловым букетом. Отличительный знак новобранца-легрута — не только перо, но и красные нитяные бомбоны на груди.
Влчновский народный костюм считается одним из самых красивых и богатых в Чехии и Моравии. Он украшается вышивкой, кружевами и бисером. Ни нижние юбки и складчатые рукава-воланы уходит до нескольких десятков метров полотна. Стоимость полного наряда может доходить до 3–4 тысяч евро.
Наряду с легрутами, в празднике принимают участие и «пред-легруты» — юноши, которым только исполнилось 17 лет. Их наряд пока совсем скромен. Целый год они разучивают песни, кричалки и танцы. Они же выберут зимой для Влчнова нового короля.
Праздник постепенно приходит к финалу, на сцену открытого амфитеатра приходят первые участники.
На сцену выходят поющие участники процессии, пряча, собой короля.
Потом девушки преклоняют колена, а двое легрутов поднимают короля. Это апофеоз праздника — мальчик действительно доказал своё право на титул и власть. Теперь он весь год будет пользоваться почётом и уважением горожан, участвовать во всех торжественных мероприятиях города.
Это было действительно тяжёлое испытание, ребёнок сильно устал. Помимо всего было очень жарко.
Легруты исполняют воинский танец с саблями.
а потом уносят короля со сцены, сажают на лошадь и отправляют домой.
Провожающие поют славу королю, предкам и родной земле.
Действие заканчивается танцем, но торжества продолжаются до ночи.
Фотографии сделаны Annie Zhak.
P.S. Если вы дочитали материал до конца, значит он вас заинтересовал. Поэтому буду рад вашим лайкам, комментариям, вопросам и уточнениям, т.е. любой форме обратной связи :)